Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии
Шрифт:
Как физику ваша картина кажется мне очень ограниченной.
Как для верующего же человека для меня звучат очень странно Ваши слова про «энтропийные процессы» или жизнь по законам Божиим («…не вносить хаоса разлада, не омертвлять энергию, не омертвлять землю.»). Мне кажется вы смешали христианство с физикой и таким образом получилось нечто среднее: борьба добра со злом, основанная на принципе энтропии и духовная жизнь христианина, большая часть которой заключается в ограничении её роста. И вот путаница — законы духовные, которые определяют духовную жизнь человека сводятся к законам физическим (2му закону термодинамики), которые определяют лишь внеший, видимый нами мир.
Простите, что так резко — просто не могу выразить в более простой форме, где для меня камень преткновения в Ваших словах. Мне кажется, что взгляд физика на мир и взгляд христианина — просто взгляды с различных сторон. С одной стороны просто видны детали, а с другой — картина в общем. И жизнь христианина, стремящегося к спасению души, должна идти в соответствии
Простите за критику, буду рад услышать, если заблуждаюсь и спасибо вам за интервью!
Бог Вам в помошь в в Вашем нелёгком деле,
С уважением, Илья.
2009–11–23 20:00раб Божий Игорь:
Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь.
2009–11–22 22:40Р.Б. Лидия:
Современные естественные науки, очевидно, давно уже должны изменить концептуальный подход к изучению предмета, т. к. носят исследовательски — описательный характер. Кое — как отвечая на вопрос «как?», они почти не отвечают на вопрос «почему?» и уж тем более «зачем?». Меня, не — физика, удивляло, почему физики — химики не могут мне внятно ответить на вопрос: почему мир не разрушается? почему, однажды раскрученные, не замедляют, словно мяч на асфальте, движения планеты — они что, вне законов трения — тяготения? Почему на сбиваются в кучу атомы — протоны — электроны и т. д? Создается впечатление, что одним из признаков «истончения» мира является предел возможносткй человеческого познания. И мы подходим к тому пределу, у которого становятся несостоятельны рациональные попытки объяснить мир. Т. е. естествознание таки должно уже немного приблизиться, по словам ув. Фотинии, к «тео»
2009–11–17 21:58протоиерей Сергий Рыбаков:
Уважаемый протд. Борис!
Дело в том, что мы не знаем и никогда не cможем узнать что такое пространство и что такое время. Определить эти категории нельзя. Их свойства, вдали от более или менее изученного места обитания человечества, многие принимают исходя из принципа методологического униформизма. Реально мы не знаем ничего, что находится за пределами солнечной системы: там никто не был, свойств пространства — времени не изучал. Наблюдение — это еще не наука, а только прихожая науки. Наука (особенно физика) начинается с опытов, т. е. с систематических измерений параметров сколь угодно много раз воспроизводимого явления. Современные теории исходят из представлений о Большом взрыве, который никто не видел, и который противоречит униформистскому подходу. Строго говоря, это фантастика с уважительным прибавлением «научная»! Реликтовое излучение — это то, что измерено на земле, вблизи земли, и термин «реликтовое» ничего по сути не говорит. «Реликтовый» фон можно трактовать как дисперсную энергию, происхождение которой вообще не известно. Так что связывать 4 К измеренного фона с «Большим взрывом» вовсе не обязательно.
Библия же нам о «Большом взрыве» ничего не говорит, а «выйти» с нашими измерительными приборами за границу СЕДЬМОГО ДНЯ, (в который Бог почил от трудов своих) человечеству — даже физикам! — не дано!
С уважением прот. Сергий Рыбаков
2009–11–17 11:09SilentSpider:
Нда… Печально все это. Православный священник, предполагаемо с высшим образованием, продемонстрировал дичайшую безграмотность не только в области биологии (Голубой кит и баобаб исходя из его позиции не существуют), не только в области астрофизики, но и в области своей родной специальности — термодинамики. Исчезающая энергия и масса, демонизация энтропии (какой Бог, какая негативность… Это всего лишь банальная интерпретация состояний системы). Я не знаю, какой он священник, но как физик он предельно некомпетентен и способен только говорить красивые слова.
PS Интересно, рискнет редакция оставить сей комментарий.
2009–11–12 13:51Kyaf:
Аграил-ам, да и другим атеистам и сатанистам, различающим, аж на пальцах наверное покажут, чем открытая термодинамическая система отличается от изолированной. Правда, забывают они, когда нужно, а может и не знают, что это допущение. В физике — математике, да и других областях естествознания, все ведь относительно и многое теоретично, да и вообще гипотетично…
У уж выводы какие он, Аграил, сделал, бедный, бедный мальчик…
Ну, почитал, и то хорошо…
2009–11–11 23:53Дмитрий:
Великолепно и в точку!!!!! Душа это знает и чувствует. Спаси Господи!!!
2009–11–11 18:35Вера:
Большое спасибо за статью! Очень интересно!. В перестроечные годы, наконец — то, стало возможным посмотреть на окружающий мир «другими глазами», литературу и историю, увидеть и объяснить всё, что происходит с человеком с православной точки зрения. И посмотреть на себя: что ты и кто ты, зачем и как живёшь. Особенно интересно мнение православных учёных о нашем мире и всех процессах, происходящих в нём.
2009–11–09 20:15kelena:
Когда изложены в словесных формулировках твои чувства и ощущения, это всегда очень бодрит. Совершенно со всем согласна:
и личный опыт подтверждает. На самом деле эти процессы и на личном плане, и на общественном, и на физическом протекают очень схоже. Каждый «микрокосм», когда молится, становится «открытой системой» — и так заметно, сколько молитва дает силы жить и смысла жить.А мир на глазах как будто дряхлеет, правда. Все оболочки съеживаются, краски облезают — и суть тех или иных явлений и процессов как будто обнажается, все они как будто спешат дойти до своего логического конца. «Плоды» зреют со страшной скоростью. А что тут некоторые о законе и благодати пишут — так это просто недоразумение. «Идеже Бог хощет, побеждается естества чин». В Евангелии достаточно примеров, противоречащих всем известным физическим законам: и что?
Большое спасибо о. Сергию.
2009–11–09 17:01Павел:
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
27.10 ст. с. / 9.11. н.ст.
«Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем обладаем мы!. Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах — Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так. Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали, и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, — прими это верою и содержи так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во св. таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, — прими это верою и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адские, — прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумывание чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли не зная куда.
2009–11–09 16:18Владимир:
Про всеобщий распад: вполне естественное, субъективное восприятие человека в процессе взросления и старения. Думаю, все-таки неправомерно выводить из такого личного ощущения какую-то всеобщую теорию про энтропию. Чем всеобъемлюще и масштабнее какая-либо теория, тем большей глупостью она может обернуться…
2009–11–09 14:19Елена:
Полностью согласна с о. Сергием, хотя отношусь не к «физикам», а к «лирикам». Некоторые читатели, которые оставили негативные комментарии к статье, тем самым подтвердили, что Бог отнимает и посрамляет разум разумных, а у отворачивающихся от Него и вовсе забирает последние остатки здравого смысла. Даже не имея глубоких познаний в естественных науках, могу вспомнить несколько подтверждающих фактов про истончение материи. Первое. Наши предки — крестьяне (учите историю, господа) считали, что невеста должна весить 5 пудов (а это 80 кг!). И это девица в 14–16 лет. Сейчас сказали бы, что она страдает булемией и ожирением. Даже молодежь, рожденная после 1990 г. и вскормленная на богатом гармонами мясе, по такому критерию не проходит. Моя мама достигла такого веса только к пенсионному возрасту, хотя всегда имела некоторую склонность к полноте. Второе. Сейчас в Москве эпидемия гриппа, причем, абстрагируясь от всяких птичьих и прочих аномалий, вирус в последние несколько лет ведет себя очень странно, врачи и сами толком диагноз не могут поставить. В школе у меня почти каждый год было или ОРЗ или ОРВИ, и я твердо знала, как протекает простудное заболевание и чем надо лечиться еще до того, как врач ставил диагноз. Сейчас творятся чудеса, например, небольшой насморк, горло почти не болит, а температура с утра 37, не знаешь, от чего лечиться, и идешь на работу, выпив витамины. Хаос даже в простой форме заболевания, которая всегда была частью повседневности, чего уж говорить о глобальных процессах.
С виртуальностью, однако, не совсем понятно. Вот мы сидим в сети, читаем статьи, как спастись, пишем комментарии или письма друзьям и коллегам, и это уже стало частью нашей жизни, где тут, собственно говоря, демоническое (если не брать компьютерные игры и прочие попытки выстроить «вторую жизнь»)?
2009–11–08 09:01протд. Борис:
Думаю, что очевидные выводы про детей и про рок музыку можно сделать и без привлечения теорфизики. Уже вызывает сомнение мысль, что за пределами солнечной системы «остальное — галактики и прочее — скорее, из области фантастики». А как же понятие «Большого Взрыва»? Автор ссылается на 4 градуса по Кельвину реликтового излучения, противореча сам себе? Но статья «задела», есть интересные мысли.